Нельзя изучать вирусы, не имея в своем распоряжении методов, позволяющих выявить присутствие этих патогенных агентов и осуществить их идентификацию. Это условие в равной степени обязательно вне зависимости от того, хотим ли мы изучать вирусы, имея в виду определение их свойств, или нашей целью является выделение вируса из больного организма-хозяина. О присутствии вируса в организме как при спонтанном заболевании, так и при экспериментальном заражении хозяина судят по появлению каких-либо аномальных реакций. Лишь в крайне редких случаях вирус удается выявить непосредственно путем визуального наблюдения вирусных частиц. Поскольку, находясь вне клетки, вирусы метаболически инертны, т. е. не размножаются и не вызывают активных изменений окружающей среды, все наиболее важные формы их активности реализуются внутри клеток организма-хозяина и проявляются в виде симптомов соответствующего заболевания.
Всякий раз, когда возникает подозрение о присутствии вируса в изучаемом объекте, приходится подбирать соответствующий комплекс условий— подходящий организм и адекватный способ заражения, ведущий к появлению у зараженного организма распознаваемых изменений. Поэтому, подобно тому как в практике бактериологических исследований большую часть времени занимает культивирование бактерий, при вирусологических исследованиях значительное количество усилий преходится тратить на разработку методов экспериментальных инфекций и их проведение. Экспериментальная вирусная инфекция аналогична опыту, целью которого является выращивание бактерий. Применяемые в бактериологии метод культивирования на селективных средах и метод обогащения имеют соответствующие аналоги в вирусологии.
Рассмотрим теперь проблему диагностики вирусных инфекций. Известно, что для доказательства того, что данное заболевание действительно вызывается каким-то определенным микроорганизмом, необходимо выполнить так называемые постулаты Коха:
- 1) показать, что данный микроорганизм регулярно обнаруживается в больном организме,
- 2) получить культуру этого микроорганизма на искусственной питательной среде,
- 3) пользуясь выделенной культурой микроорганизма, воспроизвести данное заболевание на экспериментальном животном и, наконец,
- 4) повторно выделить данный микроорганизм, но теперь уже из организма искусственно инфицированного хозяина.
Те же постулаты mutatis mutandis справедливы и для диагностики вирусных заболеваний. В этом случае, согласно Риверсу, предъявляемые требования формулируются следующим образом:
- 1) необходимо выделить вирус из организма больного хозяина,
- 2) культивировать вирус в организме или в клетках экспериментального хозяина,
- 3) доказать фильтруемость инфекционного агента (чтобы исключить патогенные агенты большего размера, например бактерии),
- 4) воспроизвести подобное же заболевание у иной особи данного или родственного вида,
- 5) повторно выделить данный вирус.
Культивирование и идентификация вирусов — основные вирусологические методы, используемые в практической вирусологии при диагностике вирусных заболеваний. Эти методы являются также основным инструментом любого вирусолога вне зависимости от того, исследует ли он теоретические проблемы репродукции вирусов, изучает ли патологию клеток при вирусных инфекциях или эпидемиологию вирусных заболеваний или занимается вопросами профилактики, вакцинации или химиотерапии. Несмотря на то, что общих правил культивирования и идентификации вирусов пока не существует, имеет смысл более подробно обсудить некоторые аспекты культивирования вирусов, целью которых является их концентрирование и идентификация.
Во-первых, обсудим вопрос об источниках получения материала, содержащего вирусы, и условиях его сохранения. Материал, в котором подозревается наличие вируса, например лизат бактерий, кусочек ткани или биологическая жидкость, следует оберегать от нагревания и других резких воздействий. Часто бывает желательно хранить материал, содержащий вирус, при очень низких температурах (—70°). При необходимости из ткани следует приготовить суспензию, измельчая ее путем растирания в смеси со стерильным песком или порошкообразным стеклом, как правило на холоду, и добавляя к смеси буферный раствор. Для того чтобы удалить из суспензии большие фрагменты клеток и загрязняющие ее микроорганизмы, можно применить центрифугирование и фильтрование. Получив такую суспензию, следует заразить ею подходящего экспериментального .хозяина. Выбор хозяина и способа введения материала определяется природой предполагаемого вируса и часто является принципиально важным. Цель данной работы — вызвать у подопытного хозяина четко выявляемые симптомы заболевания.
Различают два типа экспериментальных инфекций:
- инфекции, на которые организм реагирует общей реакцией,
- инфекции, на которые организм реагирует местной реакцией.
Для того чтобы вызвать местную реакцию, содержащую вирус жидкость следует нанести на слой чувствительных, клеток таким образом, чтобы вирус смог инфицировать одну или большее число клеток, размножиться в них, проникнуть затем в соседние клетки и в результате вызвать изменения, видимые простым глазом. Местные (локальные) изменения могут быть вызваны полной или частичной деструкцией или аномальной пролиферацией клеток. Появление повреждений, как правило, является достаточно характерным признаком, свидетельствующим о наличии вируса. Соответствующие примеры будут приведены ниже. Число локальных поражений говорит о числе успешно осуществленных инфицирований.
Для того чтобы изучить общую реакцию организма-хозяина на введение вируса, исследуемый материал вводят в подходящий организм, а затем наблюдают, не появятся ли соответствующие признаки успешного заражения: смерть, заболевание, аномальное развитие организма или какие-либо иные специфические реакции, например образование антител.
При необходимости вызвать локальное поражение главной проблемой является выбор тест-системы. Важными параметрами являются природа клеточного слоя и условия заражения. При заражении, целью которого является индукция общей реакции у достаточно сложного организма, существенное значение могут иметь оба фактора: выбор хозяина и способ заражения. Экспериментатор должен попытаться либо приве-
сти исследуемый материал в непосредственный контакт с чувствительными клетками, вводя некоторое его количество в соответствующую полость организма, выстланную такими клетками, либо, если это невозможно, обеспечить косвенное воздействие путем введения испытуемого материала животному подкожно, внутримышечно, внутривенно или в мозг.
Всегда необходимо поставить соответствующие контроли. В качестве контролей можно использовать растворитель или, что еще лучше, препарат нормального незараженного материала, подвергшегося той же обработке, что и испытуемый опытный материал. Последнее особенно важно в связи с тем, что в организмах растений и животных, так же как и в бактериях, могут содержаться латентные вирусы. Поэтому отсутствие адекватного контроля может привести к ошибочному суждению об этиологической роли обнаруженного вируса при изучаемом явлении. Следует* однако, подчеркнуть, что на латентные вирусы не следует смотреть только как на потенциальный источник ошибок. Обнаружение латентного вируса может явиться для вирусолога важным сигналом, указывающим на его возможную патогенность, а также послужить источником информации, проливающей свет на природу взаимоотношений между вирусами и организмом-хозяином и проблему происхождения вирусов.
Наконец, возможны случаи, при которых даже успешное заражение может не привести к появлению каких-либо симптомов заболевания. Эта может случиться либо вследствие отсутствия достаточно активного размножения вируса, либо из-за неспособности данного вируса вызвать у избранного хозяина какие-либо патологические симптомы. В подобных случаях вирусолог может провести так называемые «слепые пассажи» в надежде, что в результате такого рода пассажей количество вируса настолько увеличится, что путем заражения материалом последнего пассажа иных организмов того же или другого биологического вида вирус в конечном счете все же удастся обнаружить.