Оксфордскую вакцину ChAdOx1 считают одним из фаворитов в борьбе с пандемией COVID-19. Ряд правительств уже предварительно заказала ее. Впрочем, у вакцины и критики.
В мире существует около 200 вакцин-кандидатов против коронавируса
В конце сентября по всему миру было почти 200 вакцин-кандидатов против коронавируса, которые находятся в стадии разработки. Девять из них эксперты считают фаворитами, ведь их разработка уже продвинулась достаточно далеко и они уже проходят решающую — третью — фазу или комбинированную вторую с третьей фазы испытаний на людях.
Особое внимание к себе привлекла так называемая оксфордская вакцина ChAdOx1 фирмы Vaccitech, разработанная британско-шведским фармаконцерном AstraZeneca в сотрудничестве с Оксфордским университетом и известна под кодовым названием AZD1222.
Правительства идут на риск
В ЕС уже проверяют вакцину на соответствие местным стандартам. И не дожидаясь решения о допуске, ряд правительств уже предварительно заказали десятки миллионов доз вакцины, в том числе и Германия. А фармаконцерн AstraZeneca уже договорился с индийским производителем о производстве не менее 300 000 000 доз.
Вакцину AstraZeneca считают наиболее перспективным кандидатом
Риски недопуска вакцины на рынок огромные как для производителя, так и для правительств. Это дополнительные аргументы критикам вакцины вроде австрийца Клеменса Арва (Clemens Arvay), который в своем канале в YouTube от рассказывает истории о том, что мощная фарминдустрия вроде вместе с меценатами вроде Билла Гейтса с молчаливого согласия правительств хочет любой ценой вывести вакцину на рынок. Соблюдением медицинских стандартов при этом, мол, пренебрегают, чем подвергают пациентов опасности.
Критика вакцины
Критика, которую приводит Арва, имеет несколько пунктов. Во-первых, действующее вещество вроде не продемонстрировала достаточной защиты в доклинических исследованиях на приматах. Во-вторых, во время первых исследований на людях имели место тяжелые побочные эффекты — повышенная температура и уменьшение количества кровяных телец (нейтропения). И, наконец, в третьей фазе испытаний произошел инцидент, когда пациентка заболела миелит — воспаление спинного мозга.
Вирусолог Штефан Беккер (Stephan Becker) из Марбургского университета, который также был привлечен к разработке оксфордской вакцины, говорит, что «не впечатление, что бизнес оказывает скрытое давление на ученых и регулирующие органы».