По всему миру разрабатывается более 170 вакцин против коронавируса SARS-CoV-2. И происходит это рекордно быстрыми темпами. Есть ли в этом риски? Сейчас на стадии разработки находятся более 170 вакцин от коронавируса, из них семь вакцин уже проходят третью и последнюю фазу клинических испытаний. Эти процессы, которые обычно длятся годами, происходят с рекордной скоростью. Речь идет о жизни и смерти, но также о деньгах и власти — поэтому процесс создания вакцины против коронавируса стал частично и политическим.
О создание вакцины и о том, станет ли она действительно панацеей от коронавируса, DW поговорила с немецким иммунологом, директором Института иммунологии Университетской клиники в Йене, президентом Германского общества иммунологии Томасом Камрадтом (Thomas Kamradt).
Когда будет изобретена вакцина, все будет хорошо — кажется, что многие надеются именно на это. Оправданы ли эти ожидания?
Томас Камрадт: Лично я был бы доволен, если бы была безопасная вакцина, которую пусть необходимо было делать каждые два года, но которое бы имело значительное влияние на течение болезни. Вероятно, вакцина не сможет предотвратить том, что у человека будет насморк или другие легкие симптомы. Ее задачей минимум должно быть предотвращение возникновения дыхательной недостаточности или тяжелых повреждений органов. Поэтому, если Вы меня спрашиваете, на что мы ожидаем, то именно на это. Если такая вакцина не сделает ничего, кроме как изменит угрожающий для жизни течение болезни на легкий ход, я бы это расценивал как успех. Все, что будет выходить за эти пределы, было бы слишком большим успехом.
«Коллективный иммунитет — это каменный век»
Не так давно были сообщения, что у молодого человека в Гонконге вирус был обнаружен второй раз. До этого существовала надежда, что у тех, кто однажды переболел, образуется иммунитет к болезни. Или умерла теперь идея «коллективного иммунитета»?
Независимо от этого сообщения: коллективный иммунитет — это каменный век! Если учесть, какая часть людей имеет заразиться для этого и каким высоким был бы уровень летальности, то эта методика очень устаревшей. И к тому же, это бы продолжалось целую вечность. Мы должны исходить из того, что иммунитет не длится всю жизнь. Я так надеюсь, что больше никто не рассчитывать на естественном коллективный иммунитет. Он достигается с помощью вакцинации.
Независимо от отдельных случаев и чисто гипотетически: существует несколько штаммов нового коронавируса, которым можно снова и снова заражаться. Что это означает для разработки эффективной вакцины?
Мутации вируса составляют прежде всего эпидемиологический интерес, поскольку так можно отслеживать кластеры инфекции. До сих пор нет оснований считать, что разница между различными штаммами SARS-CoV-2 будет иметь большое отношение к эффективности вакцины. Иначе, чем в ситуации с гриппом.
«Нельзя, чтобы тестирование на безопасность проводились небрежно»
Давайте поговорим о создании вакцин, которое происходит с неслыханной скоростью. Некоторые ученые предостерегают от того, чтобы в этом спешке не выпустить на рынок неэффективную вакцину, которая бы не была безопасной. Или Вы, как и ученые, обеспокоенные темпами разработки вакцин?
Пока нет, пока я очень этим восхищен! Обычно проходит более десяти лет, пока вакцина становится доступной для широких масс, когда каждый имеет возможность сделать прививку. До сих пор рекорд принадлежит вакцине от Эболы, которая была допущена на рынок в течение примерно пяти лет. А сейчас все происходит еще намного быстрее.
Это объясняется различными причинами: во-первых, из опыта с SARS и MERS было известно, что спайк-протеины, вероятно, является хорошей целевой структурой для иммунного ответа (спаечные (S) протеины играют решающую роль при сцепления вируса с клеткой тела человека. — Ред.). Это означает, что с этим абсолютно новым вирусом не нужно было начинать с самого нуля.
Кроме того, существуют совершенно новые техники. Еще не так давно при разработке вакцин вирусы приходилось пересылать по всему миру, где их затем выращивали в клеточных культурах и тому подобное. Сейчас же китайские ученые еще в январе обнародовали в сети последовательность вируса. Ее можно было сравнить с SARS и MERS, и это произошло очень быстро. Поэтому уже в марте была возможность начать первую стадию клинических исследований — это была вакцина mRNA компании Moderna.
Ускорило весь процесс и то, что шаги, которые обычно следуют один за другим, осуществлялись параллельно. Например, уже сейчас были созданы мощности для производства вакцины, чего, видимо, раньше никогда не происходило. Чего при любых условиях нельзя допустить, так это того, чтобы тестирование на безопасность делалось более небрежно, чем обычно! Как бы это плохо не было, в конце концов у 80 процентов людей, у которых вообще проявляются симптомы, эти симптомы являются лишь легкими. Это означает, что если я делаю прививки против чего-то, я должен быть очень уверенным в том, что я не нанесу никакого вреда! Ведь я ввожу прививки здоровым людям.
Отсутствие рисков несмотря на скорость
Когда вакцина станет доступной, встанет вопрос, кто будет ею прививаться. Прежде всего речь идет о том, кто вообще хочет вакцинироваться. Ведь, согласно исследованиям Гамбургского центра экономики здравоохранения, готовность населения ЕС вакцинироваться против коронавируса снижается. Один из вопросов, что вызывает наибольшее беспокойство людей, являются возможные побочные реакции. Разделяете ли Вы эти беспокойства?
В этом вопросе очень важна коммуникация. Даже специалисты поражены тем, насколько все происходит параллельно и благодаря этому быстро. Это стоит денег, но не представляет риска. Но должно быть очевидным, так это то, что тестирование на безопасность не должно осуществляться быстрее и менее тщательно, чем обычно.
У нас впереди еще одна волна заболевания, это волна гриппа. Есть ли, по Вашему мнению, особенно важно сделать прививку от гриппа? И если да, то почему?
С одной стороны, для собственной защиты, потому что мы еще не знаем, ослабляет грипп иммунную систему настолько, что делает ее более уязвимой для COVID-инфекции. А с другой стороны, чтобы не перегружать систему здравоохранения. Грипп также связан с определенной летальностью. Симптомы могут быть похожими, поэтому во время поступления человека в больницу сразу невозможно установить, речь идет о COVID-19 или грипп. Если в учреждения здравоохранения поступать меньше пациентов с гриппом, потому что больше людей будет вакцинировано, тогда можно будет получить больше возможностей для лечения действительно больных людей.
Представим, что появилась вакцина от SARS-CoV-2: для кого должны назначаться первые ее дозы?
В идеальном случае вакцина должна быть действенной для пожилых людей. Ведь они имеют тяжелое течение болезни. Например, вакцина против гриппа для людей пожилого возраста менее действенной, чем для молодых людей, которые, впрочем, можно исправить с помощью дозирования. Это должны показать клинические испытания. И тогда вакцина прежде всего должна направляться для пожилых людей и для тех лиц, которые ранее перенесли другие заболевания. Кроме того, для тех людей, которые особенно незащищенными и которые имеют наибольшие риски распространения вируса. Молодые, здоровые люди, которые живут в избушке в лесу, является, пожалуй, последним, кого нужно вакцинировать.